Поделиться: 

Омск. Первая Западно-Сибирская выставка. 1911г.

Главный вход на выставку по проекту Л.А.Чернышёва в русском стиле.

В 1911 г. в Омске произошло значительное событие – была проведена Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка. По размаху и времени подготовительных работ, объёму и разнообразию экспонентов, красоте и фантазийности экспозиций и архитектуре выставочных павильонов она до сих пор остаётся непревзойденным образцом выставочного дела Зауралья. 

На обширной территории нынешнего сада Юннатов разместилось около 3 тысяч экспонентов из Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы,Тулы, городов Поволжья и Урала. Очень много было иностранных фирм из Германии, Австро-Венгрии, Англии, Дании, США и др. Программа выставки охватывала 16 отделов: география края, полеводство и травосеяние, огородничество, бахчеводство и садоводство, сельскохозяйственная и строительная техника, животноводство и ветеринария, молочное хозяйство, сельскохозяйственные орудия и машины, переселенческий, кустарно-ремесленный, лесной, горный и торгово-промышленный отделы, местные промыслы, учебное дело и сельская медицина. 

Свои экспонаты на выставке представляли не только фирмы и отдельные лица, но и различные общества: Омское общество пчеловодства, Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, сибирские отделы Московского общества сельского хозяйства и другие. На выставке было собственное электрическое освещение, водопровод, огромный театр, здание ресторана, почтово-телеграфное отделение, приемный покой Красного Креста, ипподром и площадь для авиации, собственная железнодорожная ветка, пожарный обоз, различные зрелища и увеселения. Устроители пригласили для развлечения гостей итальянскую оперу, симфонический оркестр под управлением В. Будницкого, драматическую труппу и духовой оркестр Сибирского казачьего войска. А в день открытия экспозиции состоялся демонстрационный полет авиатора А.А. Васильева на аэроплане. Выставку обслуживало 15 крупных гостиниц и 50 постоялых дворов. Цена входного билета для взрослого человека составляла 35 копеек, для ребенка – 25 копеек. 
Выставка работала два месяца – с 15 июня по 15 августа, и имела большой успех. По разным источникам ее посетило от 70 до 150 тысяч человек. 

Одним из самых занимательных аспектов выставки до сих пор остаётся её архитектурная часть. Работу по составлению генерального плана и архитектурному решению выставки выставочный комитет поручил молодому красноярскому «художнику архитектуры» – Леониду Александровичу Чернышову. 
Помимо проектирования сооружений, Чернышов осуществлял архитектурный надзор за строительством, качеством и стоимостью материалов, строительных работ, назначал рабочих, определял места для частных павильонов и проч. 

Сохранившиеся проекты, выполненные Чернышовым, являются замечательными образцами архитектурной графики. Они представляют планы и чертежи, живописные виды павильонов в ландшафте. Альбом фотографий начала века с видами выставки свидетельствуют, что воплощение проектов оказалось очень близко замыслу. 

В итоге по проектам Чернышова были построены главный вход, научный, лесной, машинный, молочный и ледник при нём, кустарный, переселенческий павильоны, эстрада¬раковина, музыкальная беседка за главным павильоном, беседки рядом с театром, теплица (оранжерея), заборы, ворота, навесы, сторожка, а также, может быть, некоторые из частных павильонов. 

Главные ворота напоминали о кремлёвских постройках городов России. 
В традициях русского стиля были выполнены переселенческий и кустарный павильоны, вызывая в памяти архитектуру теремов и народной избы. Научный павильон разработан как стилизация древнеегипетской архитектуры. Для России это редкое направление (кстати, именно таким образом Чернышов построил здание музея в Красноярске). 

В облике театра-¬ресторана ожили черты мавританской Испании. Веранда была окружена арками, рисунок которых, заимствованный из построек Альгамбры, придавал зданию неповторимую экзотичность. Лесной, машинный и молочный павильоны, как и главный, решались в традициях нового архитектурного стиля – модерна. 

Одним из самых красивых зданий выставки был признан молочный павильон. Классическая простота плана и композиции удачно сочеталась в нём со стилистикой модерна. Столь любимые Чернышовым формы древнеегипетской архитектуры оказались тонко стилизованы в соответствии с новейшими архитектурными традициями. Большие, красивого рисунка окна с переплетами – «паутинкой» – способствовали хорошему освещению помещений. Павильон производил впечатление лёгкости и изящества, чем-то неуловимым напоминая древнеримский «модерн» помпейских вилл. Рецензенты дружно восхищались: «безусловно, по архитектуре один из выдающихся павильонов», «здание – одно из первых по красоте». 

Наряду с Чернышовым над созданием архитектурного оформления выставки работали и другие мастера. 2 июня 1911 года было принято решение о строительстве городского павильона согласно составленному помощником архитектора Георгием Сизиковым эскизу. Чрезвычайно оригинальными являлись работы одесского скульптора-¬декоратора Д. Вейнберга, «быстро завоевавшего к себе... симпатии публики и заказчиков». По его проекту был построен павильон конторы лесных складов Переселенческого управления. Он представлял собой берёзовое, с отростками и сучками, дупло диаметром 8 аршин, снаружи был обшит берестой. Павильон Судженских каменноугольных копий Л. Михельсона представлял собой шахту, над которой возвышалась скала, облицованная нагромождениями пластов угля. Внутри павильона была устроена ниша с фигурой работающего рудокопа. Самым интересным сооружением Вейнберга был признан фантастический сталактитовый, с утесами, перевалами, ступеньками, грот для комитета выставки: от самого верха по стене скалистой пещеры маленькими каскадами струилась вода, освещаемая электрическим светом. Вейнберг соорудил на выставке фонтан в 21 струю. Он же вылепил сфинксов, поставленных перед научным павильоном. 

Частных павильонов на выставке было свыше 60. Сведений об авторах их проектов не сохранилось. 

После завершения выставки некоторые из павильонов были разобраны и вывезены владельцами, либо проданы желающим. Как, например, павильон графа Воронцова-Дашкова, который заново собрали на ул. Дворцовой (совр. Ленина) у Ильинской церкви и использовали в качестве кафе. Другим павильонам нашли более оригинальное применение. Во время Первой мировой войны на территории, где проходила выставка организовали лагерь для военнопленных. В качестве бараков использовались 5 павильонов выставки, в т.ч. Машинный (вмещал до 1000 человек). Так или иначе, но ни один павильон до наших дней не сохранился. Уцелел только фонтан.

В статье использованы материалы публикации в № 3 за 2003 год журнала «Архитектура и строительство». 

Справа павильон товарищества "Эйнем", прямо графа Воронцова-Дашкова "Пиво.Фруктовые воды".

Павильон графа Воронцова-Дашкова на Дворцовой улице в качестве кафе (на заднем плане). Вступление отряда Б.В. Анненкова в Омск. 8 июня 1918г.

Павильон графа Воронцова-Дашкова на Дворцовой улице в качестве кафе. Демонстрация. Лето 1917 г.

Справа павильон товарищества "Эйнем", прямо графа Воронцова-Дашкова "Пиво.Фруктовые воды", слева павильон "Зингер".

Павильон "Вятские кустари" в стиле древнерусского терема. На нижнем этаже размещены образцы мебели вятских кустарей, на верхнем этаже размещены менее громоздкие экспонаты.

Павильон Вольский завод Д.Б.Зейферт.

Чум.

Общий вид выставки.

Павильон барона Штейнгель.

Павильон завода С.Х. Рандруп (справа).

Общий вид выставки.

Общий вид выставки.

Павильон-веранда Производство

Общий вид выставки.

Общий вид выставки.

Павильоны "Эльворти" и тов-ва "Работник" в процессе строительства.

Общий вид выставки.

Общий вид выставки.

Общий вид выставки. На переднем плане павильон Сергинско-Уфалейских горных заводов и компании "Зингер" (в виде швейной машинки). За ними Эйфелева башня из ведер и тазов фирмы "Калашников и сыновья", павильон А.Эрлангера. По правую сторону аллеи павильоны "Эльворти", справа от него товарищество "Работник", левее "Гельферих-Саде".

Павильон "Научный" был построен по проекту архитектора Леонида Александровича Чернышёва в древнеегипетском стиле. Впоследствии проект был переработан для здания Красноярского краеведческого музея.

Павильон "Научный" был построен по проекту архитектора Леонида Александровича Чернышёва в древнеегипетском стиле. Впоследствии проект был переработан для здания Красноярского краеведческого музея.

Павильон "Молочный". Построен по проекту Леонида Александровича Чернышёва в стиле модерн.

Павильон "Молочный". Построен по проекту Леонида Александровича Чернышёва в стиле модерн.

Машинный павильон в качестве барака для военнопленных во время Первой мировой войны.

Машинный павильон построен по проекту Л.А.Чернышева в стиле модерн.

Машинный павильон построен по проекту Л.А.Чернышева в стиле модерн.

Главный вход на выставку по проекту Л.А.Чернышёва в русском стиле.

Главный вход на выставку по проекту Л.А.Чернышёва в русском стиле.

Первый уличный фонтан Омска. Сохранился до наших дней. На заднем плане фасад Главного павильона (архитектор В. К. Терлецкий). Справа от него павильон Альфа-Нобель.

Подготовительные работы к открытию выставки. Строительство фонтана. Главный павильон уже закончен (архитектор В. К. Терлецкий), справа от него видно здание павильона компании Альфа-Нобель.